Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КУРКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
39, С. 407-410 опубликовано: 29 февраля 2020г.


КУРКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Кишинёвской епархии Кишинёвской и Молдавской митрополии) находится близ с. Курки Оргеевского р-на Республики Молдова. По преданию, К. м. был основан в нач. XVI в., во время правления молдав. господаря св. Стефана III Великого, капитаном Думитрашем Куртей. По завершении военной карьеры, перед кончиной, он принял монашеский постриг и стал игуменом К. м. (иногда обитель называют Куртянской). В др. легенде говорится о том, что в районе буд. мон-ря промышляла грабежами шайка разбойников, главарем к-рой был Иордаке Курки. Однажды вечером бандиты убили мужчину и женщину. Но когда стали обыскивать трупы, главарь узнал в убитых собственных родителей. Тогда Иордаке покаялся, основал скит и принял монашество, его примеру последовали некоторые из разбойников. Согласно 3-й легенде, во время татар. нашествия жители с. Будешты братья Иордаке и Михаил Курки бежали вместе с сельским свящ. Феофаном, его женой и 2 малолетними детьми за Прут. Священник вскоре умер. Через год Иордаке решил вернуться в родные места, и вдова иерея убедила его взять с собой детей. Чтобы они ни в чем не нуждались, женщина рассказала, где находится тайник с деньгами. По дороге на беженцев напали татары. Спасаясь, И. Курки ускакал, бросив детей. Через нек-рое время, терзаемый угрызениями совести, он вместе с братом основал мон-рь на том месте, где оставил сирот. Для этого взамен своего участка в с. Будешты они получили от жителей с. Морозены участок, на к-ром были захвачены дети священника. По разрешению митр. Молдавского Иакова I Путнянского братья построили здесь деревянную церковь и основали скит. Иордаке принял монашество с именем Зосима (по др. источникам, Иоанн), а Михаил - Манассия.

XVIII в.

В документах из архива К. м. в качестве основателя назван Иордаке Курки из с. Морозены. В 1765 г. он приобрел у Исаака Морозану участок земли у с. Ватич, в 1773 г. постригся в монашество с именем Иоанн и по благословению митр. Молдавского Гавриила (Каллимаки) основал скит. В 1773 (1774?) г. по инициативе мон. Иоанна в обители был построен 1-й деревянный храм во имя вмч. Димитрия Солунского. В 1798 г. церковь была отремонтирована, к ней пристроена колокольня с 5-пудовым колоколом. Чтимыми святынями К. м. считались иконы Божией Матери (список 1803 г. с образа, хранившегося в Нямецком в честь Вознесения Господня монастыре) и вмч. Георгия Победоносца (1804).

Курковский Богородице-Рождественский мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
Курковский Богородице-Рождественский мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

Курковский Богородице-Рождественский мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

В 1778-1789 гг. (по др. данным - с 1775 по 1793 г.) К. м. возглавлял иеросхим. Манассия, брат Иоанна (Курки). По одной из версий, с 1790 г. руководство скитом принял иером. Иосиф, ранее настоятель Добрушского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря. После смерти иеросхим. Манассии скитом руководил иером. Феофан. В 1802-1806 гг. во главе монашеской общины стоял иером. Афанасий, в 1806-1812 гг.- иером. Иоанникий.

XIX в.

В 1810 г. (1808?) Сабеу (мон. Филарет) построил 1-ю каменную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящена 8 сент. того же года), деревянную колокольню с 3 колоколами (15, 14 и 13 пудов), новые келии, каменные погреба, кухни и др. Как и в XVIII в., К. м. передавали в собственность землю (всего 2075 дес.), иеромонахи Феодосий и Игнатий в разные годы пожертвовали 16 тыс. р.

В 1811 г. викарий Молдо-Влахийского Экзархата Димитрий (Сулима) (впосл. архиепископ Кишинёвский) прибыл в Бессарабию и по распоряжению митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) открыл в скиту школу ланкастерского типа, в к-рую принимали сыновей не только священников, но также мазил (отстраненных от службы бояр) и царан (крестьян). Школа располагалась за оградой обители. Детей учили чтению и письму, христ. догмам.

В 1812-1813 гг. К. м. возглавлял иером. Лукиан, с 12 сент. 1813 г.- архим. (позднее - иеросхимонах) Кирилл. В 1817 г. в обители насчитывалось 77 насельников, в т. ч. архимандрит, 9 иеромонахов, 2 иеросхимонаха, 4 иеродиакона, схимонах, 34 монаха (среди братии было 63 молдаванина, 8 русских, 2 грека, 2 болгарина и 2 серба), в 1819 г.- 47 чел., в т. ч. архимандрит, 9 иеромонахов, 4 иеродиакона, 33 монаха, в 1835 г.- 38 насельников, в т. ч. архимандрит, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 17 монахов.

С 1820 по 1824 (1822?) г. К. м. возглавлял игумен (архимандрит?) Ириней (Нестерович), с 1822 по 1832 г.- игум. Антоний, с 1832 по 1 июля 1837 г.- архим. Филадельф (Пузина), ректор Кишинёвской ДС и член Кишинёвской консистории, с 19 июля 1837 г. до кон. 1841 г.- игум. Александр (Сервисский), инспектор и учитель философии Кишинёвской ДС, с 20 дек. 1842 г. до кон. 1843 г.- игум. Афанасий (Диницкий), инспектор и преподаватель Кишинёвской ДС, с 30 янв. 1844 г. по 1 апр. 1848 г.- иером. Анастасий (с 27 мая 1845 игумен, с 1846 архимандрит), одновременно инспектор и преподаватель Кишинёвской ДС. В последующие годы монашеской общиной руководил игум. Иннокентий (Синячевский). В это время в К. м. проживали 28 монахов и 28 послушников. Обитель получала содержание от земледелия, садоводства и скотоводства и владела земельным участком в 1,5 дес. Монахи и послушники работали в винограднике, в саду, на пасеке. Часть насельников были сапожниками, скорняками, кузнецами, шорниками, колесниками, портными.

В 1844 г. под рук. иером. Анастасия была построена зимняя ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, покрыты железом настоятельские каменные келии в полтора этажа. В февр. 1850 г. настоятелем К. м. стал архим. Тихон (Солнцев), при к-ром в монастыре имелись 4 каменных келейных корпуса, в одном из них помещались кухня, пекарня и трапезная. По инициативе настоятеля архим. Варлаама (Чернявского (1862-1868); впосл. епископ Минский и Туровский) старые кельи были разобраны, вместо них построены новые каменные. Ранее богослужения в К. м. совершались только на молдав. языке, поскольку почти все его насельники, как правило, были молдаванами. При архим. Варлааме часть службы совершалась на церковнослав. языке.

К 1851 г. К. м. владел большими земельными угодьями, на к-рых располагались лесные массивы, пахотные, сенокосные и выгонные участки; вотчину Штубиены и прилегающие к ней земли монастырь отдавал в «посессионное содержание за 1100 руб. серебром в год».

С 10 дек. 1868 г. решением Синода РПЦ К. м. стали управлять викарные архиереи с титулом епископ «Аккерманский». При еп. Петре (Троицком) наместниками были игумены Иларион (Цуркан) и Порфирий, при еп. Августине (Гуляницком) - игумены Порфирий, Леонид, Исаия, позднее игум. Даниил (Теутул), он же - при еп. Аркадии (Филонове).

В 1872 г. в К. м. была открыта школа грамоты, которую посещали послушники, дети священников, дворян, мазил, царан (крестьян). В 1-й год обучения в ней насчитывалось 20 учеников. За 2 года изучали Закон Божий, приобретали навыки чтения, пения, письма. Учителями были старшекурсники Кишинёвской ДС. В школе при К. м. учился Г. Гросу, буд. митр. Бессарабский Гурий.

15 июня 1878 г. решением Кишинёвской и Хотинской епархии при 6 мон-рях, в т. ч. при К. м., были открыты школы, при каждой был устроен приют для 10 сирот из семей священников в возрасте от 6 до 10 лет. На их содержание К. м. выделил 600 р. Основной целью монастырских школ была подготовка учащихся к поступлению в духовные учебные заведения. Школа при К. м. была названа центральной. 25 авг. 1894 г. эти школы были преобразованы в церковноприходские и переданы в ведение Кишинёвского епархиального училищного совета. 2-этажное здание школы К. м. было построено в настоятельство Аккерманского еп. Аркадия (Филонова) (1887-1907). Функционирование школы способствовало росту уровня образованности братии. Напр., в 1918 г. из 145 насельников 100 чел. имели начальное образование, 29 умели читать и лишь 16 были неграмотными. При К. м. имелась б-ка, в к-рой хранилось 115 книг, в т. ч. «Антологион» (Бухарест, 1736). В XIX в. в певч. церковной школе при К. м. готовили псаломщиков. Руководитель школы иером. Маркиан считался искусным псаломщиком и знатоком восточноцерковной музыки. Хор мон-ря находился под особой опекой руководившего К. м. в 1911-1918 гг. еп. Аккерманского Гавриила (Чепура; впосл. архиепископ РПЦЗ).

При настоятеле Аккерманском еп. Петре (Троицком; † 1873) и наместниках иером. Данииле (1869-1870) и игум. Иларионе (1870-1872) летняя ц. Рождества Пресв. Богородицы была разобрана, и в 1872-1880 гг. на ее месте построена одноименная церковь больших размеров. Восьмигранный в плане храм окружен выступающими алтарем и притворами по главным осям и небольшими приделами - по диагональным. Центральная часть перекрыта куполом на высоком круглом барабане. Первоначально 4 придела венчали башенки, из которых сохранились только 2 западные. Храм возведен в стиле классицизма с элементами барокко.

В кон. XIX в. была построена новая зимняя Димитриевская ц. В плане она состояла из полукруглого алтаря, прямоугольного нефа и квадратного притвора. Неф перекрыт куполом на круглом световом барабане, а притвор и алтарь - сводами. Благодаря раскрытому вверх пространству нефа интерьер светлый и величественный. В это время в архитектурный ансамбль К. м. входило монастырское подворье, сформированное из 2 террас, верхней и нижней. Обе террасы были обнесены каменной стеной с башнями по углам и застроены по периметру 9 зданиями братских келий, настоятельскими покоями с зимней церковью и хозяйственными постройками. На нижней террасе был устроен каменный бассейн-пруд.

В 1890 г., при наместнике архим. Данииле (1887-1913), монашеская община насчитывала 44 чел. Имение К. м. составляли 3900 дес. пахотной земли, 200 дес. леса и дом в Кишинёве. В 1893 г. в К. м. проживали 100 насельников, в т. ч. игумен, 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 17 монахов.

XX-XXI вв.

В 1903 г. число насельников в К. м. составляло 136 чел., в 1913 г.- 92, в т. ч. архимандрит, 11 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 31 монах, к 1918 г.- 14 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 35 монахов и 108 послушников. С 1913 г. К. м. возглавлял иером. (с 1918 г. игумен) Иувеналий (Царану). По др. данным, после присоединения Бессарабии к Румынскому королевству в 1918 г. в К. м. проживали 145 чел., в т. ч. архимандрит, протосинкелл, 14 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 35 монахов, 20 хористов, 4 певчих, 19 иноков и 85 послушников. В 1923 г. под рук. настоятеля архим. Иувеналия (Царану) в К. м. подвизались 158 чел., в т. ч. архимандрит, 11 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 42 монаха, 10 иноков, в 1936 г.- 180 монахов и послушников. По социальному происхождению большинство из них были царанами, лишь 9 были детьми священников.

В 1903 г. в имении Припичены Оргеевского у. была построена церковь, вокруг которой возник скит с небольшой монашеской общиной. В 1909 г. стараниями архим. Даниила на монастырском кладбище началось строительство ц. во имя Всех святых, но в 1914 г. оно было прервано. В 1923 г. имение К. м. состояло из 36 га виноградников, 45 га садов, 8 га огородов, 5 прудов, 6 га неудобной земли. В 1937-1938 гг. летняя Богородице-Рождественская ц. была отремонтирована: все 5 куполов перекрыты, обновлена роспись интерьера. Одновременно была построена и 4-я церковь во имя свт. Николая Чудотворца.

В результате возвращения Бессарабии в состав Советского Союза решением СНК МССР от 30 нояб. 1940 г. К. м. был закрыт и преобразован в санаторий для туберкулезных больных, в летней церкви устроен клуб. На базе бывш. лесов К. м. был создан Оргеевский деревообрабатывающий комбинат.

Монашеская жизнь возобновилась в К. м. после прихода к власти румынской администрации. 21(8) сент. 1941 г. митр. Ардяльский Николай (Бэлан) совершил в обители богослужение. Во время второй мировой войны монашескую общину К. м. возглавлял игум. Феофилакт (Диакону). В 1942-1943 гг. были отремонтированы 2 купола летней церкви, пострадавшие от бомбардировок летом 1941 г. Пожертвования на ремонт сделали король Румынии Михай и маршал И. Антонеску. Летом 1944 г. часть монашествующих во главе с игум. Феофилактом бежала из Бессарабии и укрылась в румын. монастырях Кэлдэрушани и Черника. В то же время партизанские группы, отправлявшиеся командованием советских войск в тыл немецко-румын. оккупантов и действовавшие в Оргеевских лесах, установили связь с монахами К. м., к-рую румын. жандармерии раскрыть так и не удалось.

В 1945 г. настоятелем К. м. являлся протосинкелл Виталий (Чикало). В мон-ре поддерживались просоветские патриотические настроения. В том же году К. м. заплатил военный налог в размере 7025 р. С авг. 1944 г. К. м. передал в аренду леспромхозу механические столярные мастерские по производству мебели, шерсточесальную машину, 5 га виноградников, 30 га садов, 30 га сенокосных угодий, 24 га земли. Часть братии продолжала работать в мастерских. Но такое положение дел неблагоприятно сказывалось на правилах монастырского общежития, поскольку нек-рые бывш. монашествующие, работавшие в леспромхозе, продолжали проживать в кельях. По сообщению правящего архиерея Кишинёвско-Молдавской епархии еп. Иеронима (Захарова), «часто в соседней келье с послушником живет бывший послушник, но живет жена и ребенок». Между мон-рем и леспромхозом предполагалось построить глухой забор.

После 1945 г. К. м. располагал высокотоварными фруктовыми садами, на 1 монашествующего в нем приходилось 0,5 га земли, и при благоприятных погодных условиях хозяйство мон-ря не только полностью обеспечивало фруктами братию, но и приносило доходы. В 1946 г. из-за засухи у К. м., как и у др. обителей Молдавии, возникли проблемы со сбором урожая и сдачей натуральных налогов гос. заготовительным орг-циям. Так, мон-рю удалось сдать лишь 12,4% зерна от плановых показателей. В 1945-1947 гг. ряд мон-рей, в т. ч. и К. м., не имея возможности обрабатывать всю находившуюся в пользовании землю, добровольно отказались от нек-рой ее части, передав местным земельным органам. Так, в 1946 г. К. м. передал райземотделу 27 га фруктовых садов.

В нач. 1947 г. к К. м. были присоединены Хынковский во имя вмц. Параскевы Пятницы монастырь и Гербовецкий в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь. В марте 1947 г. настоятелем К. м. стал иером. Иннокентий (Павловский). 6 марта того же года на собрании братия просила вернуть прежнего настоятеля, протосинкелла Макария (Холмицкого), однако настоятелем был назначен игум. Виталий (Чикало), а Макарий стал его помощником. В 1948 г. протосинкелл Макарий за «антисоветскую деятельность» был осужден на 15 лет, наказание отбывал в Ярославской обл.

В кон. 40-х гг. XX в., когда в Советском Союзе начался новый период массовых репрессий, многие из тех, кто подвергались преследованиям, скрывались в мон-рях, в т. ч. и в К. м. Свящ. Василий Цепордей, осужденный на 25 лет ИТЛ, в своих воспоминаниях писал, что часто получал посылки с продуктами от монахов К. м.

8 марта 1947 г. духовный следователь прот. Пантелеимон Рыбальченко, по распоряжению еп. Кишинёвского и Молдавского Венедикта (Полякова) инспектировавший К. м. в период голода 1946-1947 гг., обнаружил, что «положение монастыря катастрофическое. Зерновых продуктов нет… 6 человек устроились на работу в леспромхоз, получают 500 гр. хлеба в день (остальные в монастыре - 200 гр.)… 4 души умерли от недоедания (по медсправке) и 10 дистрофиков, из к-рых 5 человек - третьей категории и 5 человек - первой категории». «Главной причиной тяжелого экономического положения» Рыбальченко считал «хозяйственную неорганизацию» нового настоятеля иером. Иннокентия (Павловского), к-рый «еще осенью мог заготовить хлеба, но действовал самостоятельно и не слушал советов монастырского собора». По инициативе собора К. м. и по разрешению гражданских властей часть его помещений была временно отдана под госпиталь для дистрофиков. В июле 1947 г. К. м. подписался на заем на сумму 1 тыс. р.

Для нормального функционирования монастырского подсобного хозяйства в июне 1949 г. К. м. заключил договор с Оргеевской ветеринарной лечебницей на оказание ее сотрудниками необходимой ветеринарной помощи жившим в мон-ре животным. В ходе проводившейся в МССР в кон. 40-х - нач. 50-х гг. коллективизации крестьянских хозяйств и связанной с этим ликвидации чересполосицы монастырских и колхозных земель последняя не затронула земельные угодья К. м., поскольку его земли «межуются с землями отдельных колхозов, а не вклиниваются в земли одного колхоза и не создают чересполосицы. Так, напр., земельные угодья Курковского монастыря граничат с землями, с одной стороны, колхоза с. Ватич, а с другой - с. Николаево; с двух других сторон земли монастыря граничат с гослесфондом и земельными угодьями леспромхоза, занимающего часть монастыря». Между К. м. и соседними колхозами сложились взаимовыгодные хозяйственные связи. Так, колхоз «Заря» с. Ватич обращался в обитель с просьбой об оказании помощи и сам помогал монастырю.

В советские годы комплекс К. м. был признан памятником архитектуры, охраняемым гос-вом. Летом 1952 г. на территорию К. м., где размещался Оргеевский леспромхоз, было переведено из г. Бельцы сельскохозяйственное спецучилище № 1 (для девочек). В результате возникла ситуация, когда «250 взрослых девочек учениц названного училища (могли. - Авт.) беспрепятственно общаться с монашествующими». Для изменения ситуации и в целях соблюдения Постановления СМ СССР 1946 г. «О православных монастырях» в окт. 1952 г. вдоль всей территории, граничившей с К. м., был выстроен глухой деревянный забор высотой 3 м. Впосл. наличие спецучилища послужило предлогом для упразднения К. м. путем его слияния с Кицканским Новонямецким в честь Вознесения Господня мон-рем. Уже 20 окт. 1952 г. председатель СМ МССР Г. Я. Рудь поставил вопрос о необходимости перевода 61 чел. из братии, «использовавших только частично помещения монастыря», в Кицканский во имя мучеников Викентия и Доримедонта мужской скит, «а освободившиеся помещения... полностью передать специальному сельскохозяйственному училищу для его расширения и обеспечения жилой площадью преподавательского и административно-технического персонала». По директиве председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова, перевод монашествующих из К. м. в др. мон-ри Молдавии, а также передача монастырского имущества, культового инвентаря, скота и проч. были возложены на еп. Кишинёвского и Молдавского Нектария (Григорьева). По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I и по распоряжению епископа 6 окт. 1953 г. была созвана особая комиссия в составе 6 чел. под рук. настоятеля К. м. архим. Вениамина (Батыра) для проверки личного состава и полной инвентаризации мон-ря. 15 окт. 1953 г. недвижимое имущество К. м. было передано сельскохозяйственному спецучилищу № 1, иконостасы церквей, утварь и проч. распределены между Кицканским и Кэприана мон-рями, сельскохозяйственные орудия, инструмент и материалы, продукты питания, скот и птица переданы Кицканской и Кэприановской обителям, а также Георгия Победоносца вмч. женскому монастырю в с. Суручень, Цыганештскому в честь Успения Пресв. Богородицы мужскому монастырю, Таборскому в честь Успения Пресв. Богородицы и Хировскому во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рям. 26 окт. 1953 г. К. м. был официально объявлен недействующим, монашествующие переселены согласно их пожеланиям: в Кэприановский монастырь - 18 чел., в Кицканский - 16 чел., в Цыганештский - 12 чел. и в Сурученский - 7 чел. С 1961 г. на территории К. м. располагались психиатрическая и наркологическая больницы.

28 янв. 1992 г. прот. Иоанн Вулпе на епархиальном собрании предложил возобновить деятельность обители. 15 февр. 1992 г. указом правительства Республики Молдова психиатрическая больница выводилась с территории мон-ря. 17 нояб. 1992 г. К. м. зарегистрирован гос-вом, руководителем обители назначен прот. Иоанн Вулпе. Но поскольку у Министерства здравоохранения не было необходимых помещений для психиатрической больницы, вплоть до 1995 г. монастырь фактически не функционировал. В 1994 г. К. м. было передано 44 га пахотной земли. Осенью того же года начались реставрационные работы, были восстановлены ворота и каменная ограда, с 1995 г. осуществлялся ремонт Богородице-Рождественской ц. Одновременно при К. м. была основана ДС с 5-летним сроком обучения.

5 мая 1995 г. Синод РПЦ принял решение о возобновлении в К. м. монашеской жизни. С авг. 1999 г. К. м. возглавляет архим. Силуан (Шалару). В 1998 г. в К. м. проживали 6 иеромонахов, 2 иеродиакона и 60 насельников-семинаристов, в 2011 г.- 24 насельника, в т. ч. 2 архимандрита, схиархимандрит, 3 игумена, 3 иеромонаха, 3 архидиакона, 3 иеродиакона, 2 схимонаха, 6 монахов, послушник; к маю 2015 г.- 58 чел., в т. ч. архимандрит, 10 монахов, 4 иеродиакона, 29 монахов.

В нач. XXI в. К. м. была передана территория бывш. пионерского лагеря, на к-рой устроили монастырское хозяйство. В этот период благодаря покровительству ЮНЕСКО в монастыре начались масштабные восстановительные и реставрационные работы. Однако ни в одном храме К. м. не сохранились оригинальные росписи интерьеров. В 2005 г. митр. Кишинёвским и всея Молдавии Владимиром (Кантаряном) в сослужении еп. Единецкого и Бричанского Доримедонта (Чекана) была освящена ц. свт. Николая Чудотворца. 26 нояб. 2009 г. еп. Унгенский и Ниспоренский Петр (Мустяцэ) совершил великое освящение ц. вмч. Димитрия Солунского. 10 окт. 2011 г. в ходе визита в Молдавскую митрополию К. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, к-рый совершил малое освящение ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Завершены работы по реконструкции кладбищенской ц. во имя Всех святых. К маю 2015 г. продолжались ремонтно-реставрационные работы на старой мельнице, в братской трапезной К. м. и в трапезной ц. в честь Воздвижения Креста Господня. В здании бывш. резиденции митрополита предполагается разместить Кишинёвские духовные школы.

Мон-рь владеет 45 га земли, в т. ч. 22 га леса. Недалеко от К. м. имеется скит во имя Трех святителей с одноименной церковью, располагающий своим подсобным хозяйством. Монахи также занимаются виноделием. Продукцией подсобного хозяйства пользуются монахи, паломники и малоимущие.

Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 18. Л. 111; Д. 74. Л. 18; НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 2865. Л. 10 об.- 12, 19 об.- 20; Ф. 208. Оп. 2. Д. 1207. Л. 20 об.- 21; Д. 3284. Л. 27; Д. 3311. Л. 15-15 об.; Д. 3315 (I). Л. 172-172 об.; Д. 3359. Л. 72 об.- 73; Ф. 3046. Оп. 1. Д. 1. Л. 81; Д. 2. Л. 144; Д. 13. Л. 52, 53, 55; Д. 15. Л. 3, 52, 57; Д. 17. Л. 106; Д. 41. Л. 266; Оп. 2. Д. 354. Л. 16, 20 об., 28 об., 42, 48; Арх. Молдавской митрополии. Д. № 64/1953 «О слиянии Курковского мужского монастыря Оргеевского района». Указ № 29.
Лит.: Мурзакевич Н. Н. Сведения о нек-рых правосл. мон-рях епархий Херсонской и Кишинёвской // ЗапООИД. 1848. Т. 2. С. 314-315; Ганицкий М. А., прот. Мон-ри в Бессарабии // Кишинёвские ЕВ. 1883. № 16. С. 542-543; Яновский А., прот. О церковно-приходских школах при мон-рях Кишинёвской епархии // Там же. 1895. № 14/15. С. 504, 507; Михалевич Е. Е., свящ. Курковский мон-рь // Там же. 1896. № 7. С. 217-226; № 8. С. 246-249; № 9. С. 278-290; № 10. С. 311-318; Бессарабия: Геогр., ист., стат., эконом., этногр., лит. и справочный сб. М., 1903. С. 153; Справочная кн. Кишинёвской епархии на 1907 г. Киш., 1907. С. 8; То же, на 1911 г. Киш., 1911. С. 12; Visarion (Puiu), arhim. Mănăstirile din Basarabia. Chişinău, 1919. P. 31; Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Chişinău, 1922. Р. 2; Памятники архитектуры Молдавии (XIV - нач. XX в.). Киш., 1986. С. 145-147; Tepordei V., preot. Amintiri din GULAG. Bucur., 1992. P. 70; Stici I. Curchi // Mănăstiri Basarabene. Chişinău, 1995. P. 93-94; Golub V. Manastirea Curchi. Orhei, 2000. P. 14, 16, 23, 29, 33-34, 43, 50; Locasuri sfinte din Basarabia / Ed. I. Babii. Chişinău, 2001. P. 32-35, 42; Иосиф (Павлинчук), иером. Кишинёвско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 г. Ново-Нямецкий мон-рь, 2004. С. 221, 228, 279; Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов: В 4 т. / Отв. ред.: В. Пасат. М., 2009. Т. 1. С. 310, 359, 412. № 96; С. 597. № 143; С. 659. № 163; С. 671. № 172; С. 672, 673. № 173; С. 673, 674. № 174; С. 676. № 176; Содоль В. А. Мон-ри Молдавской ССР в 1945-1948 гг.: Экон. деятельность // Славяноведение. 2009. № 5. С. 61, 65; он же. Правосл. мон-ри Молдавии и советская власть: Экон. взаимодействие // Русин. Киш., 2010. № 2(20). С. 105; он же. 1812 год в судьбе правосл. Церкви Молдавии // Там же. 2012. № 4(30). С. 53; Шорников П. М. Церковная агрессия Румынии: 1941-1944 гг. // Вост. политика Румынии в прошлом и настоящем (кон. XIX - нач. XXI в.): Сб. докл. междунар. науч. конф. М., 2011. С. 183-184; Negrei I. Mănăstirea Curchi // Mănăstiri şi schituri din Republica Moldova: Studii enciclopedice. Chişinău, 2013. P. 259-260, 262-263, 267-272, 279.
Л. П. Алферьева, В. А. Содоль